Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 60 человек

Использование песочной терапии с дошкольниками на коррекционных и развивающих занятиях

Дата: 4 марта 2016 в 15:24, Обновлено 4 марта 2016 в 15:27

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, поэтому так важно использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Сегодня я хочу рассказать об одной из них – песочной терапии.

Как методы песочной терапии в детском саду могут применяться воспитателями ДОУ? Как выясняется, перенос обучающих занятий в песочницу (поднос с песком, используемый для песочной терапии, обладает целым рядом важных преимуществ перед традиционным обучением.

Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребенка. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в понятной для него форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение.

Во-первых, само по себе взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с интеллектом и речью.

Во-вторых, обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции. Ребенку хочется узнавать что-то новое, экспериментировать.

В-третьих, методы и техники песочной терапии для дошкольников способствуют развитию всех познавательных функций ребенка, совершенствованию его игровых навыков. Таким образом, обучающие занятия, основанные на методах песочной терапии для дошкольников, позволяют одновременно работать как с интеллектуальной, так и с эмоциональной сферой ребенка.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Он может здесь найти решение или изменить свое отношение к конфликтным ситуациям со сверстниками или взрослыми. Игра с песком полезны для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.

Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, дает возможность по- настоящему расслабится, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. В условиях дошкольного учреждения песок можно заменить солью или крупами.

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? .

Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых. Вспомните, какое удовольствие водить ладонями по песку, а самое увлекательное строить из него волшебные замки и ощущать покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой. А главное – время совершенно не ощущается при взаимодействии с песком.

Швейцарский аналитик, создатель песочной терапии, Дора Калфф, утверждает: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игра человека с песком известна еще с древних времен. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. Племена Навахо и Хопи интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении и церемониях инициаций. Для каждой церемонии лечения, для каждого пациента на песочной картине воссоздавался предок ясновидца, картина использовалась врачевателем, проводящим силу этой картины в пациента, когда он усаживался на изображение.

Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии. Ритуал создания мандалы из песка, окрашенного в разные цвета – свое-образная медитативная практика.

В Китае, Индии, Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств

Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Песочные игры бывают трёх видов:

- Обучающие игры:

*моделирование игр-сказок,

*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук .

*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

- Познавательные игры.

*игры на знакомство с окружающим миром.

*географические игры.

*фантастические игры.

*исторические игры.

*игры-экскурсии по городу.


 

Во время занятий детей с песком наряду с развитием мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.