Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 62 человека

Речевое развитие дошкольников

Дата: 20 сентября 2017 в 15:24

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Извлечение из Учебной программы дошкольного образования.

Характеристика речевого развития детей 1 младшей группы.

Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка - по¬являются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице («Катя спать») к первому, использование личного местоимения «Я» знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка - зарождении самосознания. От ситуативной речи он переходит к речи описательной. Воспитанники начинают задавать вопросы «что это?», «зачем?» и др., действия сопровождают словами, репликами. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Дети проявляют интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимают значение некоторых наиболее употребительных слов.

Характеристика речевого развития детей 2 младшей группы

Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами слово¬изменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат). Ребенок активно начинает устанавливать и понимать элементарные причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи - в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает пытливые вопросы. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия - ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (Сейчас поставлю чашку и т. д.).

Характеристика речевого развития детей средней группы

Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли дети выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения детей.

Характеристика речевого развития детей старшей группы

На шестом году жизни богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Формированию чувства языка способствует звуковой анализ слова, моделирование состава слова. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания их постепенно приобретают более последовательный характер. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Большинство детей шести лет правильно воспроизводят все звуки родного языка, многие специфические звуки белорусского языка. В овладении белорусским языком становится возможным переход от понимания простых слов и предложений к воспроизведению их в активной речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх и в повседневной жизни. Отмечается активизация интереса к сказкам, которые выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и мораль¬ного опыта людей. Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь).

Извлечение из Учебной программы дошкольного образования

Показатели речевого развития детей к окончанию 1 младшей группы.

Играет со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Узнает персонажей по звукоподражанию (ко-ко, му-му, ку-ка-ре-ку ). Производит выдох через рот плавно и протяжно. Произносит правильно гласные (а, о, у, и, ы) и простые со¬гласные звуки (м, б, п, н, т, д, к, г, ф, в). Использует названия предметов и игрушек. Называет предметы и их части, действия и качества (машина, у машины колеса и руль, машина едет, она красная). Сопровождает свои действия речью. Использует все части речи, кроме причастия и деепричастия. Изменяет слова по родам, числам и падежам, составляя предложения. Вступает активно в речевые контакты со сверстниками. Рассказывает сказки, воспроизводит рассказы-образцы. Проговаривает отдельные фразы вслед за взрослым, договаривает отдельные слова. Передает цель (повествование, побуждение, вопрос) высказывания с помощью интонации. Беседует активно. Использует разнообразные средства общения.

Показатели речевого развития детей к окончанию 2 младшей группы

Употребляет разные части речи. Правильно называет предметы, выделяет характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека. Обозначает словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок. Соотносит целое и его части. Понимает и употребляет обобщающие понятия. Знает многозначные слова: ножка (стула, стола, гриба). Называет слова с противоположным значением. Образовывает названия детенышей животных. Согласовывает существительные и прилагательные в роде и числе. Употребляет имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Понимает и употребляет пространственные предлоги (в, на, под, за, около). Правильно произносит гласные звуки и большую часть согласных звуков. Имитирует различные шумы, голоса животных. Передает самостоятельно содержание литературного произведения связно, логично, последовательно. Отвечает на вопросы по содержанию картины. Составляет короткий рассказ сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно.

Показатели речевого развития детей к окончанию средней группы

Использует слова, которые обозначают существенные признаки, некоторые этические качества, свойства, действия, в том числе волевые и интеллектуальные. Понимает и употребляет обобщающие слова (фрукты, овощи, чайная и столовая посуда). Называет действия, связанные с движением игрушек, животных. Подбирает определения к заданным словам. Обозначает словами результат сравнения предметов по размеру, цвету, величине. Подбирает к предмету слова, обозначающие действия и наоборот; подбирает слова, близкие и противоположные по смыслу (смелый, отважный, храбрый; холодный—теплый и т. д.). Понимает многозначность слова. Изменяет правильно слова по формам. Использует в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, пианино). Согласовывает слова в роде, числе, падеже. Составляет предложения разных типов. Произносит правильно шипящие [ш], [ж], [ч], свистящие [с], [з], [ц], сонорные [л], [р] звуки. Подбирает подобные по звучанию слова (кошка, ножка, мошка). Произносит слова правильно и четко. Произносит фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией. Произносит фразы, состоящие из 3—5 слов на одном выдохе. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием. Составляет рассказ по картинке или игрушке совместно со взрослым. Составляет рассказ из личного опыта. Описывает предмет или игрушку.

Показатели речевого развития ребёнка к окончанию старшей группы

Различает обобщающие понятия. Имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Оформляет речью результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству. Понимает значения многозначных слов разных частей речи. Образовывает трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа существительных. Выбирает словообразовательные пары (учит, книга, ручка, учитель). Образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами. Подбирает однокоренные слова. Употребляет предложения разных типов. Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие - изолированные, в словах и фразовой речи. Дифференцирует пары звуков [з]—[с], [ц]—[с], [ж]—[ш], [ч]—[щ], [л]—[р]. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; условий общения. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию. Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках. Рассказывает из личного опыта. Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию. Подбирает слова с заданным звуком. Делит двух-, трехсложные слова на слоги. Определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова. Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением. Определяет правильное произношение. Имеет представление о предложении, делит на слова и составляет предложения из 2—4 слов без предлогов и союзов. Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры. Правильно употребляет в речи термины: «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «ударный гласный звук», «безударный гласный звук».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.