Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 62 человека

ОБ ОДАРЕННЫХ ДЕТЯХ

Дата: 5 декабря 2016 в 13:04, Обновлено 5 декабря 2016 в 13:23

«Одарённый ребёнок» - это ребёнок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Характерные особенности одарённых детей

  • Одарённые дети способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями.
  • Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  • В раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
  • Одарённые часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития.
  • У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
  • Они рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация её на новых основаниях.
  • У одарённых детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова и понятия.
  • Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределённостью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
  • Одарённый ребёнок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать своё внимание на одном деле, он буквально погружается в своё занятие, если оно ему интересно.
  • Одарённым и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далёкие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих.
  • В возрасте от 2 до 5 лет они не способны разделить реальность и фантазию, словесно раскрашивают и развивают собственные выдумки, купаются в своём воображении. Спустя многие годы они сохраняют этот элемент игры в работе и в жизни.
  • У одарённых детей хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, несообразности, игру слов и часто видят их там, где сверстники не обнаруживают.
  • Одарённые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока ещё «не по зубам», и в решении некоторых из них добиваются успеха.
  • Для одарённых детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события.
  • Они чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
  • Одарённые дети часто обладают экстрасенсорными способностями.
  • Они часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников.
  • Большинство одарённых детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна.
  • Одарённые дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей.
  • Они часто стремятся доводить всё до полного совершенства, в результате чего результаты работы оказываются хуже запланированных и летят в корзину, понижая самооценку ребёнка.
  • Одарённые дети отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи.
  • В общении между собой одарённые дети производят впечатление говорящих разом,  и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут тут же перейти на «нормальное» общение и доказать, что это не так.
  • Одарённые дети часто раздражают сверстников и окружающих людей привычкой поправлять других и всегда считают себя правыми.
  • Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди сверстников, он начинает дружить со взрослыми людьми.
  • Одарённым детям недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.

     • Системный подход к обучению и воспитанию одарённых воспитанников, с учётом вышеперечисленных особенностей, своевременная диагностика их способностей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление заданий высокого творческого уровня, а также профессионализм педагога, способного работать с талантливыми детьми, - всё это приведёт к эффективной организации работы с обозначенной категорией детей.

    

Сколько может быть видов одарённости

  • Лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).
  • Музыкальный интеллект – способности исполнять, сочинять музыку или получать от неё удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).
  • Математический интеллект – способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путём манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, учёный).
  • Пространственный интеллект – способности представлять, воспринимать объект и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
  • Телесный (кинестетический) интеллект – способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
  • Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно – это интраличностный и интерличностный интеллект. Интраличностный интеллект представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель). Интерличностный интеллект есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).

Специальные виды одарённости

  • Художественная одарённость – высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актёрские способности.
  • Креативность (творчество) – способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
  • Лидерская одарённость – исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
  • Практическая одарённость – знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.

Рекомендации для наиболее эффективного взаимодействия с одарённым ребёнком

  • Обратить внимание на достижения одарённых детей, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки.
  • Уважать в детях их индивидуальность и неповторимость.
  • Создавать у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск.
  • Поощрять самостоятельное мышление.
  • Помогать умственному росту одарённых детей, включая их в разнообразные виды деятельности и в то же время не перегружая.
  • Быть терпимым к идеям детей, уважать любопытство, стараться отвечать на все их вопросы.
  • Помнить о повышенной чувствительности одарённых детей.
  • Оказывать им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относится к их мнениям и проблемам.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.