Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 62 человека

Народные сказки. Пособие по безопасности

Дата: 10 января в 15:17

Многие взрослые даже не подозревают, что народные сказки - это прекрасное пособие по детской безопасности.

Курс малышовой безопасности стоит начинать с пелёнок. Почему? Всё, что усвоено в раннем детстве, врезается в память прочно и навсегда. Важная для ребёнка информация даётся в самой доступной форме - в образах и символах. Она воздействует не на разум, а на подсознание. А то, что человек усвоил бессознательно, становится для него руководством к действию в экстремальных ситуациях. Многие сказки могут казаться странными и несправедливыми. Колобок погибает, теремок рушится, козлята съедены... И это не потому, что наши предки были вредными и хотели попугать своих малышей. Нет, древние мудрецы готовили молодое поколение к встрече с большим миром.

Практически любая сказка - лаконичная, четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать ребенку.

А чтобы сказочные “уроки” были усвоены на “отлично” и не забылись с годами, надо не только рассказывать малышу сказки, но и закреплять пройденное.

Мамы во все времена пели малышам колыбельную: “Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...” Слушая песенку, ребёнок осваивает, что край - некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Это взрослые могут пойти “за край”, а младенцы нет. Кроватка, мамины руки, пеленальный столик - вот безопасное место для малыша. Разумеется, со временем “своя” территория начнет расширяться. Однако, приближаясь к границе освоенного пространства (с краю), ребёнок насторожится, потому что усвоил: новое пространство обязательно должно быть проверено на наличие “сереньких волчков”. Колыбельная доступно объясняет малышу: край - это неизведанная территория, где всё чуждое, неведомое. Ходить туда одному нельзя. Там подстерегает опасность. А что случится, если всё-таки сбежишь? Об этом - в другой песенке. Про серенького козлика, которому вздумалось  “в лес погуляти” - и в результате “остались от козлика рожки да ножки”.

ЗАКРЕПЛЯЙТЕ  ПРОЙДЕННОЕ.

1. Комментируйте то, о чём рассказываете (поёте) малышу. Не скрывайте эмоции (“ай-ай-ай”!), демонстрируйте своё отношение к поступку того же козлёнка.

2. Задавайте малышу вопросы:

- Почему пропал козлёнок? (Потому что нарушил запрет, пошёл один.)

- Как правильно следовало сделать? (Позвать с собой в лес бабушку, которая там бывала - то есть освоила эту “чужую” территорию.)

Если кроха ещё не умеет говорить, всё равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ привлечь внимание крохи.

3. Выразите главную мысль, которую хотите донести до ребёнка (“Наш Саша молодец, он не убегает один...”).

4. Сделайте выводы в доступной для малыша форме. Суть его такова. Ребёнка предупреждают, что, прежде чем шагнуть, надо подумать, подготовиться, а ещё лучше - взять в спутники более опытного и взрослого.

5. Не надо приводить в пример истории из реальной жизни. Пусть сказка пока останется только сказкой. Сейчас главное заложить фундамент.

У каждой сказочной истории своя мораль, из каждой нужно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, ребёнок идёт во взрослую жизнь. Правила безопасного поведения дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждый сюжет дополняет и расширяет предыдущий, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку когда-нибудь придется столкнуться в реальности.

Спасите Колобка.

Жизнь полна сюрпризов, бывают и неприятные. “Я от волка ушел”... А куда? Наши малыши удивительно похожи на Колобка из одноименной сказки: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. Если их рискованный поступок (например, отправиться с чужим дядей в интересное место) прошёл без вредных последствий, ждите следующего.

Задача сказки - насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. “Не будь, малыш, самонадеян, как Колобок, - всегда найдется тот, кто хитрее тебя”. Поначалу просто рассказывайте сказку. Когда ребёнок хорошо освоит её и наслушается вволю, покажите, как надо было поступать Колобку правильно, чтоб не пропасть.

ЗАКРЕПЛЯЙТЕ  ПРОЙДЕННОЕ.

1. Задавайте вслух вопрос и сами на него отвечайте, как бы рассуждая вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: “И почему же Колобок не побежал назад к  бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а Колобок не догадался!  Ай-ай-ай! Вернись домой, Колобок!” Или: “Разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что...”

2. В “Колобка” хорошо играть. Героев можно слепить из пластилина, нарисовать, вырезать или купить. Пусть иногда ваш Колобок не сидит покорно на лисьем носу, а удирает во все лопатки.

3. Малыш должен усвоить: убегать без просу нельзя, вступать в разговоры с незнакомыми людьми - тоже. Добрый с виду человек способен оказаться злым, опасным, может обидеть.

“Кот, петух и лиса”.

Обратите внимание на такой важный момент в сказке: петух не хотел ослушаться (нарушить запрет) кота и дрозда, не собирался он высовываться в окошко, но любопытство оказалось сильнее. И ещё: петушок забывает обо всех предостережениях, потому что ему очень хочется получить горошка. Это для нас горох - пустяки, а для таких “петушков”, как наши дети, очень даже соблазнителен. У ребёнка другая шкала ценностей, и родителям важно знать, на что он “клюнет”. Но это - на будущее, а пока обратите внимание малыша на хитрых лис, которых не надо слушать, и на то, что спасло любопытного петушка. Он не покорился, оказавшись в лисьих лапах, а долго кричал - звал на помощь.

Полезные выводы.

Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения... Если тебя обхитрили и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись и помощь придёт.

“Зайкина избушка”.

Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. Расскажите ребёнку сказку, рассмотрите вместе картинки к ней и поговорите. Почему зайчик оказался бездомным? Потому что он поверил хитрой лисе. Кто лису гнал? И собачка, и медведь. А кто выгнал лису? Петух. А каким петушок был? Да, он был храбрым, умным, не испугался лисы. Молодец, петушок! Живи, зайчик, в своем домике и больше не пускай лису, не открывай двери.

Полезные выводы.

Никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла...

ГЛАВНЫЙ СКАЗОЧНЫЙ УРОК. 

Немало сказок, подтверждающих одну истину - безвыходных ситуаций не бывает. Сомневаетесь? А как же “Маша и медведь”, “Гуси-лебеди”, “Волк и семеро козлят”, “Лисица и волк”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”? Вслушайтесь в мудрость веков. В сказках для детей много запретов. Почему? Дети наивны, доверчивы и открыты. Эти качества стоит учитывать, когда учите их уму-разуму. Младенец постоянно находится под контролем взрослых. А если и остается один, то на минутку и лишь там, где нет острых углов и мягко падать.

Но дети имеют привычку ускользать от бдительного ока родителей. Потому что подрастают. И никуда от этого не деться: рано или поздно ребёнок окажется один в доме или на улице в компании сверстников. А если чужой дядя позовёт? А если кто-то позвонит и попросит открыть дверь? Ребёнок должен твёрдо знать, как вести себя в такой ситуации.

Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в большом мире необходимо соблюдать правила. Не верить “колдуньям”, обращаться за помощью, не преступать запреты. Повторяя эти нехитрые истины, вы научите ребёнка осторожности, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно он сможет понять, что есть и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какое окружение ты попадешь. И как выберешься обратно на дорогу, которая ведёт к родному дому.

Педагог-психолог Никитина М.П

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.