Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 60 человек

Консультация "Предметно - развивающая среда по направлению изобразительная деятельность"

Дата: 19 января 2016 в 12:07

«Предметно – развивающая среда

по направлению изобразительная деятельность»

 Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»    (С.Л. Новоселова).  Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:  

1) совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;  

2)свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.  

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей.  Поэтому предметно – развивающая среда по направлению изобразительная деятельность в группе в современных условиях требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учётом новых требований.                                                 

Для создания предметно-развивающей среды по направлению изодеятельности в группе следует руководствоваться следующими принципами

  • Полифункциональность среды – предметная развивающая среда центра должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Таким образом, материалы и оборудование могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей,  в самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. 
  • Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.  
  • Вариативности – предполагающий конкретный вариант предметно-развивающей среды для конкретной группы и возраста воспитанников данной группы.

Важно! чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть  не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 

Учёт интеграции образовательных областей – предполагает использование материала и оборудования в ходе реализации других областей. Например, среда по направлению изодеятельности обязательно содержит игры по цветоведению. Казалось бы, эти игры содержат узко специфическую направленность, однако, это не так. Игры по цветоведению гармонично вписываются во все образовательные области и могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности  по разным направлениям.  Игры по цветоведению направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и  выступают как средство познавательной активности воспитанников.

 Или, например, репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи.   

Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек.  

   Учёт специфики национально-культурных условий.  При реализации вариативной части программы предметно – развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать наличие приоритетных направлений, специфику национально – культурных, демографических, социально – экономических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса. Переводя данную выдержку на уголок изодеятельнсти, мы можем, прежде всего, обратить внимание на оформление этой зоны группы используя национально – культурные мотивы (внешний дизайн, подбор предметов или иллюстраций народных промыслов),  информационная, иллюстрированная  подборка о творчестве художников, скульпторах, архитекторах родного края.

   Материалы и оборудование  уголка должны создавать оптимально  насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную среду.  Следует систематически проводить анализ состояния  предметно –развивающей  среды центра с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.    

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.